Вернуться к обычному виду

Генплан

Генеральный план Безукладовского сельсовета

Токарёвского района Тамбовской области



Проект генерального плана Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области

Этап I

Сбор и анализ исходных данных

2011



Содержание

1. Экономико-географическое Положение Безукладовского сельсовета в Токаревском районе Тамбовской области. 3

2. Природные условия и ресурсы.. 4

2.1. Климат 4

2.2. Рельеф.. 5

2.3. Почвы. 5

3. Экономическое состояние Безукладовского сельсовета 7

3.1. Население. Демографическая ситуация. 7

3.2. Трудовые ресурсы. Занятость населения. 12

3.3. Жилищный фонд. 13

4. Социальная инфраструктура.. 15

4.1. Потребительский рынок. 15

4.2. Здравоохранение, спорт 15

4.3. Образование. 15

4.4. Культура и искусство.. 15


1. Экономико-географическое Положение Безукладовского сельсовета в Токаревском районе Тамбовской области

Безукладовский сельсовет расположен в Токаревском районе Тамбовской области. На севере сельсовет граничит с Гладышевским сельсоветом, на востоке – с Абакумовским сельсоветом и с Токаревским поссоветом, на юге - с Троицкоросляйским сельсоветом, на западе – с Даниловским сельсоветом.

Территорию Безукладовского сельсовета составляют все входящие в его состав сельские населённые пункты: д. Безукладовка – административный центр, д. Барановка, с. Каликино, д. Красная Поляна, д. Малая Кочетовка.

Характеристика земель

Безукладовского сельсовета по состоянию на 2010г., га

Общая площадь земель муниципального образования

4051

100 %

Общая площадь застроенных земель

19

0,47 %

Площадь земель сельхозугодий муниципального образования, гектар

3742

92,4 %

Таким образом, больше 90% территории поселения занимают сельскохозяйственные угодья.

2. Природные условия и ресурсы

2.1. Климат

Климат территории, на которой расположен Безукладовский сельсовет умеренно-континентальный и относительно сухой с тёплым летом и холодной, морозной зимой.

Территория за год получает около 90 ккал/см2 солнечной радиации. Доля прямой радиации меняется в зависимости от облачности, прозрачности, высоты солнца над горизонтом и в течение года принимает значения от 20 до 60% от прямой радиации.

Равнинная поверхность обусловливает однородность климата на всей территории, не препятствует вторжениям холода с севера и востока. Средняя температура января изменяется от –10,5 до – 11,50С, абсолютный минимум равен - 390С. Средняя температура июля изменяется от 19,5 до 20,50С, достигая абсолютного максимума в 400С. Средняя продолжительность периода с положительной температурой выше 100С колеблется от 141 до 154 дней.Основное направление ветров в январе с юга на север, июльские ветры – с севера на юг и юго-восток.

В физико-географическом отношении Токаревский район расположен в зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения.

Годовая сумма осадков составляет около 500-550 мм на севере и около 425-475 мм на юге области. Сумма осадков за вегетационный период составляет 50-60% годовой. Осенью, зимой и ранней весной преобладают юго-восточные и юго-западные ветры, в мае, июне, июле и августе - северо-западные, северные и западные. Скорость ветра в теплый период в среднем за сутки составляет 3,0 - 3,5 м\сек, и в холодный период 4,0-5,5 м\сек.

В воздушной массе преобладает тёплый воздух летом и умеренно-холодный – зимой. С западными циклонами поступает умеренный морской воздух, вызывая летом пасмурную и дождливую погоду, понижение температуры, зимой - снегопады, метели, иногда – оттепели.

Континентальный тропический воздух вторгается летом с юго-востока, вызывая засушливую погоду с температурой до 35-400С.

Обычно 1-3 дня в месяц с севера поступает арктический воздух, вызывая заморозки, что особенно опасно весной в мае – апреле для раннецветущих растений и всходов.

Наибольшая глубина промерзания почвы около 1.4м.

Наряду с заморозками, для Токаревского района, как и для области, характерны такие неблагоприятные явления, как засухи и суховеи, туманы, грозы, метели, резкие понижения зимних температур при бесснежье. Однако такие явления происходят нечасто.

В общем, климат Токаревского района благоприятен для осуществления всех видов хозяйственной деятельности. Он также благоприятен и для развития рекреации. Количество дней с осадками не превышает 10 в любой летний месяц. Влажность воздуха изменяется от 45 до 60 % и не превышает 70%. Атмосферное давление изменяется в пределах 750 – 760 мм ртутного столба.

2.2. Рельеф

Токаревский район располагается на Окско-Донской низменной равнине.

Поверхность территория района в целом имеет равнинный характер. Овраги и балки не пользуются широким распространением.

2.3. Почвы

В Токаревском районе значительно преобладают мощные типичные чернозёмы, а также распространены выщелоченные чернозёмы, лугово-черноземные и пойменные почвы.

Типичные чернозёмы занимают до 75% площади сельскохозяйственных угодий района. Общая мощность гумусового слоя достигает 80 – 100 см, содержание гумуса в пахотном слое – 9-13%. При длительной распашке этих почв их структура ухудшается, а плодородие снижается. Для улучшения качества особенно эффективно внесение фосфорных удобрений. Плодородие типичных чернозёмов сдерживается недостатком влаги, особенно в летнее время.

Выщелоченные чернозёмы занимают до 20% площади пахотных земель. Мощность гумусового горизонта в этих почвах составляет 50-70 см, содержание гумуса в пахотном слое – 6-8,5%. Эти высоко плодородные почвы в летнее время слабо обеспечены азотом, фосфором и калием, и внесение органических и минеральных удобрений значительно повышает урожайность.

Особенности пойменных почв обусловлены ежегодным аллювиальным процессом и резкой сменой увлажнения при незначительном изменении высоты над руслом реки. На поймах рек встречаются также лугово-чернозёмные почвы.

Бонитет пашни в Токаревском районе достигает 92-98 баллов.

3. Экономическое состояние Безукладовского сельсовета

3.1. Население. Демографическая ситуация

По данным на 2010 год численность постоянного населения Безукладовского сельсовета составила 1,2 тыс. человек. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области население сельсовета:

на 01.01.2006 года – 1,3 тыс. человек

на 01.01.2008 года – 1,3 тыс. человек.

Рис.1 Тенденция изменения численности населения сельсоветов Токаревского района Тамбовской области за период 1989-2010 гг.

Как видно из рис. 1 численность населения Безукладовского сельсовета имеет тенденцию к уменьшению. С 1989 года численность уменьшилась на 14%. Депопуляция населения характерна для центральной полосы расселения России. Большинство сельсоветов Токаревского района, повторяя тенденцию как России в целом, так и района, теряют население.

Рис.2 Тенденция изменения численности постоянного населения Токаревского района Тамбовской области за период 1989-2010 гг.

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения. Типы возрастного состава соответствуют типам воспроизводства.

Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля людей детских возрастов и высокая доля людей пожилых возрастов. В Европе дети до 14 лет составляют 24%, люди в возрасте 15-59 лет – около 59%, пожилые – около 17%. Такая структура называется старением нации. Для стран второго типа воспроизводства характерна высокая доля детских возрастов и низкая доля пожилых. Например, в странах Африки дети до 14 лет составляют 44%, пожилые – 5%. Такую структуру населения называют омоложением нации. (Алексеев А.И. – профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор географических наук, Демографическая картина мира, 2005 г., Москва)

Рис. 3 Распределение населения по возрастным группам, чел.

Анализ распределения численности населения по возрастным группам позволяет нам выделить население моложе трудоспособного возраста (0-18 лет), трудоспособного возраста (мужчины – 19-59 лет; женщины – 19-54 года) и старше трудоспособного возраста (женщины – выше 55 лет; мужчины – выше 60 лет) и сделать вывод, что Безукладовский сельсовет относится к типу населенных пунктов первой группы воспроизводства населения. По относительным показателям преобладает группа населения в трудоспособном возрасте, она составляет 57,7% от общей численности населения. Группа младше трудоспособного населения составляет 15,9%, старше трудоспособного – 26,4%.

В настоящее время вследствие негативных тенденций в естественном движении населения в Безукладовском сельсовете (как и в Тамбовской области) сложилась неблагоприятная (регрессивная) возрастная структура населения, для которой характерно значительное превышение доли населения старше трудоспособного возраста над долей населения моложе трудоспособного возраста (на 10,5%).

Для сельсовета характерен низкий коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособных возрастов на 1000 человек трудоспособного возраста), что является следствием сформировавшейся возрастной структуры населения.

Таким образом, в предшествующий период на территории сельсовета, как и в целом в стране и области, сформировались негативные тенденции в развитии демографических процессов, результатом которых явились потери населения, то есть наблюдалось интенсивное снижение демографического потенциала территории.

В настоящее время на территории Тамбовской области и в Токаревском районе, в частности, проводится работа, направленная на преломление негативных тенденций и улучшение демографической ситуации.

Рис. 4 Динамика демографических показателей за период 1995-2010гг.

Естественные процессы, в своем соотношении, характеризуются ежегодной убылью населения сельсовета. В среднем за последние десять лет число родившихся составило 76 человек, а умерших – 198 человек, что почти в три раза выше показателя рождаемости, таким образом, формируя постоянно отрицательную величину естественной убыли населения.

В Тамбовской области разработана и утверждена постановлением Администрации области от 27.11.2007 № 1284 «Концепция демографической политики в Тамбовской области на период до 2025 года». В этом документе на основе анализа сложившейся демографической ситуации дан прогноз развития демографических процессов в регионе на период до 2025 года, определены цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации Концепции.

В области приоритетными (стратегическими) направлениями демографической политики определены:

- создание условий для укрепления здоровья населения, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни;

- создание условий для стимулирования рождаемости и всестороннего развития семьи;

- повышение уровня жизни населения области, обеспечения занятости трудоспособных граждан, роста доходов семей и обеспечения установленных законодательством социальных гарантий;

- регулирование миграционных процессов, в том числе внутриобластной миграции, в целях оптимизации половозрастной структуры населения городских и сельских поселений и сбалансированного демографического развития территорий.

Основным механизмом реализации концептуальных направлений демографической политики является разработка и реализация целевых программ различных территориальных уровней и планов конкретных мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в регионе и отдельных муниципальных образованиях.

Рис. 5 Динамика миграционных показателей за период 1995-2010гг.

Показатели миграции за исследуемый период характеризуются постоянным спадом миграционной активности. Так, сильнейший всплеск миграционный активности населения, который привел к росту постоянного населения, был зафиксирован с начала девяностых годов и вплоть до начала 2000-х. Далее начался период высокой миграционной подвижности населения. Число уезжающих людей значительно превосходило число приезжающих, тем самым сильно понижая численность постоянного населения. Постепенно число иммигрантов свелось практически к нулю, в то время как падало и количество эмигрантов, но всегда держась выше приезжих. Таким образом, за двадцатилетний период сформировалось огромное миграционное сальдо. Всего за двадцать прошедших лет число приезжих мигрантов составило 110 человек, в то же время уехало из сельсовета 184 человека.

3.2. Трудовые ресурсы. Занятость населения.

По состоянию на 01.01.2010 численность трудоспособного населения Безукладовского составила 692 человека.

Рис. 6 Занятость населения сельсовета по видам деятельности, чел.

3.3. Жилищный фонд

На конец 2010 года общая площадь жилищного фонда Безукладовского сельсовета составляла 24,9 тыс. м2, в том числе аварийный и ветхий фонд – 2,4 тыс. м2.

В связи с преобладанием малоэтажной застройкой (1-2 этажа) в сельсовете, удельный вес ветхого жилищного фонда незначителен по сравнению с областными показателями.

Средняя обеспеченность населения жильем к концу 2010 года составила 20,7 м2/чел, это на 2,2 м2/чел. меньше, чем среднеобластной показатель.

Рис. 7 Средняя обеспеченность населения жилищной площадью, м2/чел.

На рис. 7 видно, что Безукладовский сельсовет занимает последнюю позицию по жилищной обеспеченности среди соседних сельсоветов района.

Безукладовский сельсовет обеспечен всеми видами коммунальных услуг. По состоянию на 01.01.2010г. водопроводом обеспечено 7,9 тыс. кв. м, центральным отоплением – 12,7 тыс. кв. м, горячим водоснабжением 5,0 тыс. кв. м, газом – 14,6 тыс. кв. м (см. рис. 8).

Рис. 8 Благоустройство жилищного фонда, тыс. кв. м

На фоне благоустройстве жилищного фонда малых населенных пунктов Тамбовской области, Безукладовский сельсовет характеризуется высокими показателями.

4. Социальная инфраструктура

Существующая система социально-культурного обслуживания муниципального образование включает в себя:

· сфера образования;

· учреждения культуры;

· учреждения здравоохранения.

4.1. Потребительский рынок

В состав потребительского рынка включаются предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.

На территории Безукладовского сельсовета функционирует: 5 магазинов, 4 торговых павильона, 1 аптечный киоск.

4.2. Здравоохранение, спорт

Объекты здравоохранения Безукладовского сельсовета ориентированы на обслуживание постоянных жителей.

В настоящее время в сельсовете имеется 2 фельдшерско-акушерских пункта.

Спортивные объекты представлены пятью сооружениями, в том числе плоскостных спортивных площадок – 5 ед.

4.3. Образование

Общеобразовательные учреждения сельсовета представлены дневными общеобразовательным учреждениями – 2 ед.

4.4. Культура и искусство

Объекты культуры, располагающиеся на территории Безукладовского сельсовета, ориентированы на обслуживание, как постоянных жителей поселка, так и приезжающих.

В поселение имеется 1 библиотека и 2 учреждения культурно-досугового типа.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА БЕЗУКЛАДОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТОКАРЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2. ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗЫ

3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4. ГЛАВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ПРОЕКТА

4.1. Анализ современного состояния и динамики развития сельсовета

4.2. Разработка градостроительной стратегии и гипотезы градостроительного развития сельсовета

4.3. Проект градостроительного развития (генеральный план) сельсовета

4.4. Предложения по системе мониторинга для реализации генерального плана

5. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРОЕКТА

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА БЕЗУКЛАДОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТОКАРЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2. ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗЫ

3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4. ГЛАВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ПРОЕКТА

4.1. Анализ современного состояния и динамики развития сельсовета

4.2. Разработка градостроительной стратегии и гипотезы градостроительного развития сельсовета

4.3. Проект градостроительного развития (генеральный план) сельсовета

4.4. Предложения по системе мониторинга для реализации генерального плана

5. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРОЕКТА

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

                                                                             Введение

1. Генеральный план Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области разрабатывается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

2. Расчетный срок Генерального плана – 2030 год.

3. Проектные решения Генерального плана Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области являются основанием для разработки документации по планировке территории сельсовета, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды, учитываются и являются основой при разработке правил землепользования и застройки.

4. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка проектов генеральных планов должна осуществляться на основании утвержденных комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования. Перечисленными документами должны определяться:

4.1. основные принципы развития территории Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области во взаимной увязке решений по территориальному планированию с соседними муниципальными образованиями;

4.2. коридоры и территории размещения транспортных и инженерных коммуникаций федерального и регионального значения;

4.3. зоны местонахождения и планируемого размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения;

4.4. нормативы градостроительного проектирования, определяющие социально-экономическую основу разработки градостроительной документации.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИ Я ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА БЕЗУКЛАДОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТОКАРЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Основными целями территориального планирования при разработке генерального плана Безукладовского сельсовета являются:

· Создание градостроительными средствами условий роста качества жизни населения и экономики сельсовета, интенсивности использования территорий и их инвестиционной привлекательности;

· Реорганизация инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· Рациональное природопользование;

· Охрана и использование объектов культурного наследия;

· Сохранение и улучшение окружающей природной среды.

В связи с этим, в генеральном плане необходимо выявление имеющихся в сельском поселении территориальных, трудовых, экономических ресурсов, возможностей улучшения качества среды, развития и повышения уровня социального и культурно-бытового обслуживания населения, его трудозанятости, инженерно-транспортного обустройства территории, решения экологических проблем, повышения эффективности функционирования жилых и производственных территорий

Задачи территориального планирования

Территориальное планирование Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области должно быть направлено на определение функционального назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов и задач.

Общие задачи в сфере социального и культурно-бытового обслуживания

1. Удовлетворение потребности населения сельсовета в учреждениях обслуживания с учетом прогнозируемых характеристик социально-экономического развития, социальных нормативов и норм, установленных Правительством Российской Федерации, и других нормативных документов.

2. Обеспечение равных условий по доступности объектов обслуживания для всех жителей сельсовета.

3. Повышение эффективности использования территорий.

Достижение данных целевых установок и задач предопределяет:

● Обоснование планировочной организации территории, эффективно использующей территориальный ресурс сельсовета на основе комплексной оценки территории;

● Обоснование социально-экономической динамики развития (или стабилизации) территории планирования, его населения, включая занятость, демографические и квалификационные характеристики;

● Проект опережающего развития комплекса инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, экологического каркаса территории и пр.;

● Долгосрочный прогноз развития объекта проектирования в рамках устойчивого развития федеральной и региональной социально-экономических систем.

2. ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗЫ

Исходными правовыми документами работы являются:

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон РФ № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 (с изменениями от 22 августа 2004 г.) «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа 2004 г.);

Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.95 (редакция на 09.05.2005) «Об особо охраняемых природных территориях»;

Инструкция «О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» от 29.10.2002 г., № 150 постановление Госстроя РФ;

Техническое задание на проектирование.

Исходная информация включает:

- топографическую съемку на всю проектируемую территорию в масштабе (1:10000-1:50000). Топографическая основа представляется Заказчиком в электронном виде (вектор, растр) и бумажном виде;

- материалы инженерно-геологических, гидрологических, экологических изысканий (масштаб 1:10000-1:50000);

- материалы схемы территориального планирования Тамбовской области и Токаревского района;

- нормативные правовые акты Субъекта Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования строительства, землепользования, охраны природы и использования природных ресурсов;

- сведения о ранее выполненных научно-исследовательских, проектно-планировочных и прочих работах;

- данные по современному состоянию и имеющимся программам развития территорий и их современному использованию;

- инвентаризационные данные по жилищному фонду и объектам социальной инфраструктуры, объектам производственной и инженерной инфраструктуры, коммунального хозяйства, транспортной системы, строительной базы, сельского хозяйства, а также предложения по развитию территорий, производственных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных и инженерных коммуникаций;

- статистические данные о численности, динамике и занятости населения;

- данные обследований и прогнозов санитарно-гигиенических условий, экологической ситуации; справки, заключения и рекомендации территориальных органов Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росздравнадзора, Росводресурсы, Рослесхоза, Роснедра, Рогидромета; требования к содержанию и использованию территорий, обоснованные данными мониторинга, изысканиями, научными исследованиями в сфере охраны природы и рационального природопользования;

- картографические данные о памятниках истории и культуры, границах организованных и предлагаемых к организации особо охраняемых природных территориях всех рангов;

- историко-архитектурные планы, проекты зон охраны памятников истории и культуры; проект зон охраны объектов культурного наследия с полным перечнем и адресами.

- материалы экономических прогнозов и программ;

-материалы инвентаризации земель в границах территории проектирования;

Исходная информация подготавливается по состоянию на 2010-2011 гг.

3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Научно-методическое обеспечение процесса разработки генерального плана содержит описание и перечень процедур, методических приемов и принципов, позволяющих рационализировать проектную деятельность, повысить объективность и доказательность принятых решений,

Основной проектно-методологической задачей в ходе разработки генерального плана является рациональная организация территории проектирования, обеспечивающая формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения и информационно-правовые основы градорегулирования с целью обеспечения комфортных условий жизни. При ее решении, опираясь на принципы единого планирования, необходимо учитывать рациональное использование всех видов ресурсов, развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, экономической деятельности, сохранение равновесия между застроенными урбанизированными и природными территориями, включая особо охраняемые природные и историко-культурные ландшафты. Развитие территории предусматривается рассматривать в увязке с прилегающими территориями.

Генеральный план должен стать не только прогнозом развития территории на перспективу, но и правовым градорегулирующим документом, основой для разработки последующих градостроительных документов, отраслевых программ и схем развития. Генеральный план как консолидирующий документ должен обеспечить территориально-пространственную целостность развития территории, устойчивость экосистемы. Поэтому она должен опираться на нормативно-правовую базу, учитывать разнообразие функций всей территории, содержать ресурсное обоснование принимаемых решений, а также механизмы их реализации.

Выделенные в задании этапы проектирования предусматривают определенную и, в целом, общепринятую последовательность разработки – от общего – к частному, от анализа – к синтезу. Первые этапы работы, в основном, должны содержать процедуры анализа, позволяющие максимально точно выстроить модель сегодняшнего состояния проектируемой территории в территориально-планировочном, функциональном, инфраструктурном, социально-правовом, экономическом и иных аспектах.

Основная часть по формированию аналитических предпосылок проектирования и их обработке, сосредоточена в рамках второго и последующих этапов. Однако в ходе всего проектного процесса, а так же в ходе дальнейшей реализации проекта, должно производиться постоянное расширение информационно-аналитической базы. Это обусловлено заложенными в саму идеологию разработки генерального плана принципами непрерывного (следящего) проектирования и мониторинга.

Одновременно с проведением комплексного анализа территории разрабатывается градостроительная гипотеза развития территории, которая должна содержать различные варианты территориального развития с их предварительным обоснованием. Это позволит уточнить и конкретизировать направление, цели и задачи, объекты и структуру аналитических процедур.

Ресурсная картина территории в увязке с представленными в градостроительной гипотезе вариантами градостроительного развития и разработанной ранее СТП Токаревского района Тамбовской области, должна позволить сформировать основы стратегии градостроительного развития поселения до 2030 г.

В рамках «Концепции» на базе анализа потенциальных возможностей территории (ресурсообеспеченности), работы специалистов, совместно с администрацией выбирается предпочтительный вариант градостроительного развития сельсовета.

В рамках «Концепции» разрабатывается прогноз градостроительного развития территории до 2030 г. В материалах данного градостроительного прогноза необходимо предусматривать несколько вариантов градостроительного развития территории, к которым в последующем можно переходить при очередной «актуализации» генерального плана. Переход к другим вариантам градостроительного развития планируется осуществлять в ходе непрерывного процесса на базе обработанных данных мониторинга, используя для этого методику перемены стратегий.

После завершения этапа «Концепции» разработки генерального плана разрабатывается проект генерального плана.

В ходе проектирования необходимо выявить и ранжировать по степени интенсивности и значимости все функциональные связи территории.

Сформировать композиционную модель сельской системы, выделив в ней ранжированную систему доминант.

В проекте необходимо дать предложения по определению территорий различного функционального назначения, произвести комплексную оценку ее территории. Разработать проектное функционально-пространственное зонирование территории, уделив особое внимание организации жилищной, социальной инфраструктуры, мест приложения труда граждан. Выделив границы хозяйствующих объектов, дать предложения по их корректировке.

Особое внимание необходимо уделить проектным предложениям по установлению границ территорий различного назначения.

В ходе разработки проектных материалов генерального плана разрабатываются предложения по системе мониторинга для реализации генерального плана.

4. ГЛАВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ПРОЕКТА

4.1. Анализ современного состояния и динамики развития сельсовета

Большое внимание должно быть уделено анализу реализации основных положений схемы территориального планирования Токаревского района Тамбовской области и имеющейся градостроительной документации на район проектирования, анализу и результатам оценки современного состояния окружающей среды, динамике (изменению) численности и структуре населения, занятости, развитию экономической базы, эффективности использования производственных и жилых территорий, территорий природного комплекса и других территорий, развитию систем жизнеобеспечения, транспорта и др. Выявляются приоритетные проблемы, требующие решения на перспективу и ближайшие этапы развития. Результатами анализа будут текстовые материалы, фотографии и поясняющие графические схемы, а также графические материалы (чертежи опорного плана, схемы комплексной оценки территории, ситуационного плана сельсовета и прилегающей территории).

Сбор исходных данных

Сбор исходных данных осуществляется разработчиками проекта при участии заказчика. Перечень исходных материалов, представляемых заказчиком, приведен в задании.

Структура исходных данных подразделяется на два основных блока – статистические данные в целом о системе и данные о состояние исследуемых территорий.

Обработка исходных данных

Обработка исходных данных производится исполнителями разделов в соответствии с требованиями, оговоренными в задании. Обработанные исходные данные оформляются в виде материалов опорного плана, материалов схемы комплексной оценки территории и системы статистических таблиц с необходимыми комментариями. Сбор и обработку исходных данных необходимо осуществлять в ходе всего процесса проектирования группой, сформированной для последующего сопровождения проекта и ведения мониторинга.

4.2. Разработка градостроительной стратегии и гипотезы градостроительного развития сельсовета

Градостроительная гипотеза

Градостроительная гипотеза развития сельсовета разрабатывается на превентивной аналитической основе, опираясь на первоначальную информационную базу. В первую очередь в градостроительной гипотезе раскрываются проблемы темпов демографического, социально-экономического и территориального роста сельсовета, рассматриваются проблемы экологии, формируется начальное проектное предложение по границам различного назначения. В рамках градостроительной гипотезы прорабатываются возможные варианты территориального развития, проводится их сравнительная оценка. На основании комплексной оценки вариантов развития в ходе обсуждения может быть выбран предпочтительный вариант развития территории, уточнена и детализирована направленность дальнейшей проектной разработки.

4.3. Проект градостроительного развития (генеральный план) сельсовета

Состав градостроительной документации, формирующей генеральный план, определяется градостроительным кодексом РФ, а так же заданием на проектирование и может уточняться данной программой работ. Расчетный горизонт – 2030 г. Это основная часть всего комплекса работ, содержащая предложения по территориальному планированию, формированию планировочного каркаса объекта проектирования, системы центров и основных градоформирующих узлов, предложения по функциональному зонированию территории, предложения по развитию системы транспорта, инженерному обеспечению, формированию природного комплекса, охране окружающей среды, памятников истории и культуры и др.

В проекте генерального плана должна быть сформирована достоверная и научно-обоснованная модель развития территории, зафиксированная на заданных этапах ее развития. Особое внимание следует уделить наиболее устойчивой, структуро-формирующей части системы – ее функционально-планировочному каркасу, складывающемуся из инженерно-транспортной инфраструктуры, важнейших объектов административно-общественного назначения и основных зеленых устройств. Основной задачей генерального плана является рациональная организация пространства, обеспечивающая формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения и информационно-правовые основы градорегулирования. При ее решении необходимо учитывать рациональное использование всех видов ресурсов, развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, экономической деятельности, сохранение равновесия между застроенными урбанизированными и природными территориями, включая особо охраняемые природные и историко-культурные территории.

4.4. Предложения по системе мониторинга для реализации генерального плана

Градостроительный мониторинг представляет собой систему наблюдений за состоянием функционально-планировочной организации и застройкой территории.

Целью мониторинга является система регулярных, непрерывных наблюдений за состоянием объекта проектирования и функционально-планировочной организацией территории. Предметом градостроительного мониторинга является получение и обработка комплексной информации о не компонентных изменениях состояния территории и ее функционально-планировочной организации. Содержание этой информации обеспечивается наблюдениями за:

- соблюдением границ сельсовета и территорий различного функционального назначения;

- соблюдением границ отдельных земельных участков (землепользовании и землевладений), охранных и технических зон;

- состоянием строительного фонда и инженерных коммуникаций;

- эффективностью использования земель всех категорий;

- динамикой урбанизации территорий сельскохозяйственного использования, земель лесов и зеленых насаждений;

- динамикой изменения площадей жилой застройки и земель общего пользования;

- динамикой экологического состояния территории в возможно выделенных ареалах развития негативных процессов;

- качественным состоянием отдельных земельных участков и рядом других характеристик качественного состояния земель;

Объектом градостроительного мониторинга является вся территория проектирования независимо от форм собственности на землю целевого назначения и характера их использования. Если территорию рассматривать как объект управления, то конечной целью градостроительного мониторинга является сбор и постоянная актуализация информации для принятия управленческого решения. Такие решения могут иметь оперативный, тактический или стратегический характер. В концепции градостроительного развития предложить специальную программу мер по их реализации и систему градостроительного мониторинга.

Система показателей (индикаторов) градостроительного развития может формироваться по следующим направлениям:

- статистические социально-экономические показатели;

- функционально-пространственные показатели;

- показатели развития инженерно-транспортной инфраструктуры;

- инженерно-геологические показатели;

- экологические показатели;

- показатели архитектурно-композиционного развития;

- показатели сохранения и восстановления историко-культурного наследия;

- показатели правового обеспечения реализации градостроительных решений.

Эта система показателей должна периодически отслеживаться и сравниваться с показателями первоначального стратегического плана и при необходимости корректироваться.

Материалы мониторинга оформляются в виде ежегодных информационно-аналитических докладов.

На основании материалов информационно-аналитических докладов каждые пять лет вносятся изменения в Стратегию развития и проводится актуализация документов территориального планирования.

5. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРОЕКТА

Структура и содержание документации генерального плана определяется Градостроительным кодексом РФ, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003) в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, заданием на проектирование.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Работу по комплексному обеспечению сельсовета градостроительной документации и геоинформационной системы обеспечения градостроительной деятельности необходимо выполнить в четыре этапа

Этап 1. Составление сводной программы и технологического обеспечения работ. Подготовка исходной информации согласно технического задания и представленной программой.

Этап 2. Разработка концепция развития территории и проекта генерального плана.

В составе проекта разрабатывается концепция развития территории и проект генерального плана с учетом программы работ и технического задания на проектирование.

Этап 3. Разработка на основе проекта генерального плана Правил землепользования и застройки.

Этап 4. Формирование и настройка базы геопространственных данных сельсовета.

Для координации всех работ, обеспечения высокого уровня содержания проекта, адекватного тенденциям развития территории, обеспечения публичности обсуждения основных идей, формирующихся в ходе проектирования, целесообразно сформировать рабочую группу из представителей проектной организации и местной администрации.

Яндекс.Метрика